+7 (921) 960-81-21 consult@gals-spb.ru
Мы в соц. сетях
Россия, г. Санкт-Петербург,
ул. Красного Курсанта, 9б

Социальная компетентность

Я не то, что со мной случилось, в то, чем я решил стать
К.Г.Юнг


Часто мы говорим о ком-то - Он уверенный в себе человек. Или наоборот - Он такой неуверенный! А что такое уверенность в поведении, в жизни? Это врожденное качество, как, скажем, цвет глаз, волос, рост человека, или этой уверенности можно научиться?

В психологии есть специальный термин "Социальная компетентность". Это - наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизированы и дают возможность человеку гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации.

Считается, что причиной неуверенности в себе может быть недостаточное количество моделей поведения человека в различных обстоятельствах. Например, человеку трудно знакомиться с новыми людьми. Он испытывает страх, неловкость, стеснительность. В результате - неуспешность во многих жизненных ситуациях.

Уверенность в себе - это свойство личности, ядром которой является положительная оценка своего ресурса. Человек должен быть внутренне уверен, что его навыков и способностей вполне достаточно для достижения поставленных целей. Основой для формирования такого рода оценок служит широкий поведенческий репертуар и позитивный опыт решения социальных и личных задач. Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько собственная оценка результатов наших действий и то, как нас оценивают значимые люди. Способность воспринимать себя "качественным", видеть эффективность своих навыков и способностей, определяют социальную смелость. Однако, позитивные оценки собственного поведения предполагают наличие некоторого "фундамента" этих оценок, который формируется еще в детстве.

Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько теорий. По одной из них, агрессивное, уверенное или неуверенное поведение возникает как результат подражания - копирования ребенком тех стереотипов, которые он наблюдал вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат "моделями" для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий "слепок" образцов поведения, преобладающих в среде, окружающей ребенка.

Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию "выученной беспомощности". На формирование личности ребенка влияют не только "модели", служащие для копирования, но и реакция родителей и окружающих людей на то, или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести различные модели поведения с оценкой внешнего мира и определяет позитивное (здоровое) или нарушенное развитие ребенка.

Чувство беспомощности возникает тогда, когда внешние события и оценки протекают совершенно независимо от наших произвольных действий. В результате возникает печальный результат - человек теряет всякую мотивацию к любым сложным и нестандартным действиям, т.к . не видит своей возможности влиять на результат.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик. Часто смотрят в глаза собеседнику, но не "сверлят глазами". Всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную, но и не удаляясь далеко. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны четко выражать свои мысли, открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение "Я", не боятся выражения личного мнения. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.

Неуверенные в себе (имеющие низкую самооценку), отличаются тем, что они:

  • имеют чувство жалости к себе, синдром «бедный я, несчастный»
  • обвиняют других в своих проблемах
  • имеют повышенную потребность во внимании и одобрении, при запрете просить об этом открыто
  • имеют трудности с принятием решения, выбором, ответственностью
  • часто носят фальшивые маски, защищающие их суть и, как следствие этого:
  • отсутствие открытости в отношениях
  • болезненно относятся к критике
  • энергию тратят не на саморазвитие, а на самозащиту и оправдание своей правоты

Что же делать, если наша личная история такова, что мы не очень уверены в себе? Можно ли изменить ситуацию? Можно и нужно обязательно! Человек рожден, чтобы реализовать заложенный в нем ресурс. Мы должны жить интересно и этот интерес создать для себя самостоятельно. Наша ответственность состоит в том, чтобы понять свои таланты (которые есть у каждого) и дать им возможность развиться. Каждый из нас живет своей зоне комфорта. Это та сфера жизни и деятельности, в которой нам легко. Внутри зона комфорта окружена защитной стеной, выстроенной из наших стереотипов и страхов. Чем более замкнута среда, в которой рос человек, тем меньше он имеет разрешенных вариантов поведения, и тем крепче стена. Начиная что - либо новое, мы натыкаемся на нее. Но, если мы решимся преодолеть страх, то наша зона комфорта расшириться, а с ней увеличится количество выборов и стратегий нашего поведения, т.е. по сути, наша свобода.

Закончить хочу словами Георгия Гурджиева: «Первопричиной духовного рабства человека является его невежество, особенно по отношению к себе. Без познания себя человек не может стать свободным, не может стать собой.



Сивкова Галина, тренер, коуч, консультант по управлению персоналом, конфликтолог

Журнал «COACH»