+7 (921) 960-81-21 consult@gals-spb.ru
Мы в соц. сетях
Россия, г. Санкт-Петербург,
ул. Красного Курсанта, 9б

Менталитет и лидерство

Устойчивое развитие имеет гораздо большее отношение к менталитету, через который видится мир, чем к вытекающей из этого видения деятельности.

Небольшое число экспертов в сфере устойчивого развития начинают уделять внимание проблеме менталитета. Они просто утверждают: «Что нужно, так это начать по-другому мыслить, т.е. изменить свой менталитет». Несмотря на то, что это звучит довольно прямолинейно, почему так не поступает всё большее число людей и организаций? Почему мы видим столь широкий разброс мнений и разногласия в отношении устойчивого развития? И почему не все люди понимают природу крупномасштабных системных изменений и не видят потребности в их осуществлении?

Разрыв, судя по всему, вызван совокупным влиянием недостаточного признания данной проблемы и отсутствия понимания природы менталитетов и их развития. Это непонимание служит основным источником разногласий и нехватки каких-либо практических шагов.

Термином менталитет (англ. mindset — ментальность, менталитет) описывают внутренние паттерны ума, или системы координат, основываясь на которых люди формируют своё восприятие устойчивого развития и оценивают его значимость. Ключевой задачей, стоящей перед руководителями и организациями, является помощь людям в понимании концепции устойчивого развития и трансляции полученного понимания в каждодневную практику. Один из участников исследования описал это следующим образом: «Имея в своём мировоззрении место для концепции стабильного развития, мы разрабатываем инструменты, помогающие людям понять, что такое устойчивое развитие и что им нужно делать иначе».

Мы называем эту ориентацию на менталитеты трансляцией — то, как можно лучше всего позиционировать устойчивое развитие, чтобы другие понимали, где они сейчас находятся, вместе с тем расширяя свои способности к эффективному действию. Эффективная трансляция жизненно важна для обеспечения стабильного прогресса.

И всё же есть ещё и другой, более фундаментальный аспект концепции менталитета, который надлежит учитывать: каков менталитет самих руководителей? Как они видят мир, рассуждают, выносят суждения и реагируют на переживаемые события? До какой степени они способны развивать в вертикальном направлении свои собственные взгляды? Каковы охват и глубина их индивидуальной способности понимать и активизировать Ступени 4.0 и 5.0? Ведя речь о менталитетах, мы подразумеваем потенциал руководителей, трансформацию менталитета и трансформацию точек зрения, которые могут лежать в основе крупномасштабных результатов устойчивого развития. Говоря простым языком: устойчивое развитие одинаково зависит и от менталитета, который его воспринимает, и от деятельности, предпринимаемой для его поддержки. Развитие менталитета и способностей. Прежде чем более пристально рассмотреть менталитеты в связи с устойчивым развитием, полезно понять природу самих менталитетов и тех способностей, что с ними связаны.

Исследования развития

Менталитеты исследуются рядом академических областей, включая и дисциплину под названием «теория развития».

Исследователи этой дисциплины изучают раскрытие потенциала человека (и лидерства) в направлении более глубокого понимания, мудрости и эффективности и в мире, и в бизнесе.

Теории развития предоставляют нам последовательное понимание того, как люди интерпретируют события и свой опыт. Также они помогают предугадать то, как они, скорее всего, будут поступать во многих ситуациях.

Менталитеты являются внутренней функцией человека, и на них нельзя взглянуть так же, как, скажем, на поведение человека. Они составляют неотъемлемую часть того сложного способа, каким люди себя выражают. Исследователи теории развития, говоря о менталитете, используют несколько взаимозаменяемых терминов, включая такие как «системы придания смысла», «логика деятельности» и «ментальные модели».В целях настоящего отчёта мы употребляем термин «менталитет», когда говорим об отдельных людях, и «мировоззрение», когда говорим о группах людей (как в случае с мировоззрениями, отражаемыми группой или организацией).

Вертикальная власть

Сьюзанн Кук-Гройтер, исследующая вопросы развития, описывает два основных аспекта роста и расширения менталитета — «горизонтальное развитие» и «вертикальное развитие».

Горизонтальное развитие относится к расширению способностей к увеличению знаний, навыков и талантов, связанных с текущим менталитетом.

Горизонтальное развитие является плацдармом для большинства конвенциональных образовательных усилий, достигаемых посредством ряда традиционных методов и подкрепляемых в процессе обычного взаимодействия жизненными ситуациями. Оно представляет собой почву для описанной выше работы по трансляции.

Вертикальное развитие связано со сдвигами в способностях от текущего способа, которым индивид осуществляет придание смысла, к более широкому, более комплексному менталитету. Вертикальное развитие относится к тому, как индивид обучается видеть мир новыми глазами, как он или она изменяет способ толкования своих переживаний и как такой человек трансформирует свои взгляды на реальность. Оно описывает углубление индивидуального сознавания — расширение того, на чем индивид может сосредоточить внимание и тем самым на что он или она может повлиять.

Вертикальное развитие осуществляется отличными от конвенциональных образовательных методов способами и включает в себя (помимо прочего) долгосрочные практики, изыскания, диалог, саморефлексию и общение с другими на пути вертикального развития.

Вертикальное развитие представляет собой вышеупомянутую трансформацию.

Оба аспекта развития, играют важную роль и способствуют развитию индивида.

И все же сила и потенциал вертикального развития намного превосходят силу и потенциал одного лишь горизонтального развития. Тогда как горизонтальное развитие стремится расширить и полностью заполнить объем текущей емкости, вертикальное развитие расширяет природу и размер самой емкости.

Чего до сих пор не хватало в отношении устойчивого развития, так это глубинного понимания природы менталитетов, их развития и способности к вертикальному развитию. Когда участники исследования и другие представители этой сферы говорят о менталитете, они используют термин в одном или нескольких его ограниченных значениях.

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ

Достижение комплексных результатов устойчивого развития соотносится с приобретением высших способностей к лидерству. Без привлечения лидерских менталитетов поздних стадий организации с большим трудом смогут достичь Ступени 4.0 и, скорее всего, окажутся вообще неспособны достичь Ступени 5.0.