+7 (921) 960-81-21 consult@gals-spb.ru
Мы в соц. сетях
Россия, г. Санкт-Петербург,
ул. Красного Курсанта, 9б

Как расставаться красиво

(Конфликты при увольнении)

Компания, организация живет и развивается по определенным законам. Реальность такова, что кто-то устаивается к нам на работу, кто-то уходит по своей инициативе, а кого-то (к сожалению) приходится увольнять.

В основном, увольнение по инициативе администрации происходит по следующим причинам:

  • нарушения сотрудником трудовой дисциплины, неисполнение должностной инструкции
  • некомпетентность сотрудника
  • неадаптированность сотрудника в коллективе
  • несогласие сотрудника с изменениями в условиях его деятельности
  • нарушение сотрудником этики и корпоративной культуры
  • нежелание вышестоящего руководителя сотрудничать с подчиненным из-за расхождения в ценностях, взглядах на дело и пр.

Ситуация увольнения является стрессовой как для сотрудника, которого увольняют, так и для того, кто должен ему это сообщить.

Важно понимать, что увольняемый сотрудник может проявить агрессию, как защитную реакцию на стресс, он может демонстрировать обиду, сильное огорчение и т.п. Часто бывает, что сотрудник не согласен нести ответственность за причины своего увольнения (что прогнозируемо, т.к. если бы он был ответственным, то исправил бы ситуацию раньше).

И, возникает конфликт, суть которого в том, что «стороны» по-разному видят суть происходящего. Таким образом, менеджер по персоналу (или тот, кто в его роли) становится непосредственным субъектом этого конфликта, поскольку именно его увольняемый сотрудник идентифицирует с организацией, в которой работал.

Помимо того, что сама по себе роль "вестника плохих новостей" некомфортна, такое поведение сотрудника усиливает дискомфорт и иногда (у гиперответственных менеджеров), даже вызывает чувство вины.

На тренинге по управлению конфликтом, участники - менеджеры по персоналу моделируют такие ситуации, и расширяют «свой репертуар», за счет:

  1. Понимания того, что они действительно включены в конфликтную ситуацию
  2. Осознания своих привычных бессознательных ролей в конфликте и соответствующих им моделей поведения (чувства вины, напряжения, и пр.)
  3. Приобретения новых ролей, таких как: «Посредник», «Медиатор», дающих возможность отработки новых моделей поведения, таких как: эмпатия, «взгляд сверху», «незаинтересованная позиция» и др.

Исходная позиция психологического отношения к конфликту:
Каждый человек в общении имеет свои сценарии. Это относится и к нашему поведению в конфликтной ситуации.

Ключ к изменению эмоций – в расширении моделей поведения. Информация о наших шаблонах и стратегиях поведения дает возможность осознания старых и выбора новых форм поведения.

Для того, чтобы управлять ситуацией, быть автором ее сценария, а не «жертвой», менеджеру необходимо иметь в своем репертуаре роли консультанта, посредника, медиатора и использовать все инструменты, уместные в этих ролях.

Также необходимо понимать свои "красные кнопки" - свои реакции на те, или иные внешние раздражители, знать собственные модели поведения в напряженных, стрессовых ситуациях, для того, чтобы:

  1. помочь себе с ними справляться более комфортно
  2. не позволять манипулировать собою
  3. не тратить энергию на "борьбу" со своим состоянием.
  4. не пользоваться «нечестными приемами»

Нечестные приемы:

  • угрозы
  • переход на личность
  • долженствования (Вы должны вести себя по- другому)
  • наклейка ярлыков
  • отказ от обсуждения проблемы
  • успокоение отрицанием (успокойтесь, это не так, все не так как Вы думаете и т.п.)
  • Неуважение к ценностям

Понимание технологий конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, позволит менеджеру максимально снизить напряжение и сохранить энергию, как свою, так и энергию сотрудника.

Учитывая «ускоренное взросление» нашего населения, надеюсь, что большинство ситуаций расставания работника и фирмы будут проходить с минимальными затратами времени и нервов.

С другой стороны, вряд ли до конца удастся избежать конфликтных ситуаций, т.к они – одна из составляющих нашей жизни, в том числе жизни организации.

Конечно, вряд ли Вам удастся сделать так, чтобы не согласный с увольнением сотрудник ушел от Вас счастливым. Но сделать так, чтобы увольнение минимально задело его самооценку (которая неизбежно падает в ситуации любого отвержения), поддержать человека, с которым Вы проводите последнее собеседование, показать, что Вы понимаете его чувства, высказать сожаление по поводу случившегося и дать ему возможность сохранить лицо Вы, конечно же сможете, и это в свою очередь будет сохранять Ваше лицо и укрепит уважение к себе.



Галина Сивкова – консультант по управлению персоналом